Муниципальная программа «Развитие туризма в Шкотовском муниципальном районе на 2021-2027 годы»

Версия для печати

Утверждена
постановлением администрации
Шкотовского муниципального района
от 07.04.2021г. №641

 

Паспорт Программы

 

Наименование муниципальной программы«Развитие туризма в Шкотовском муниципальном районе на 2021-2027 годы» (далее – Программа)
Ответственный исполнитель ПрограммыУправление экономики и инвестиций администрации Шкотовского муниципального района
Структура ПрограммыПодпрограмма №1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса на территории Шкотовского муниципального района»; Подпрограмма №2 «Повышение качества туристических услуг»
Цели ПрограммыПовышение конкурентоспособности туристического рынка Шкотовского муниципального района, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристических услугах
Задачи ПрограммыСоздание благоприятных условий для устойчивого развития инфраструктуры индустрии туризма; создание на территории района конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на основе эффективного использования туристского потенциала и имеющихся туристских ресурсов; формирование позитивного имиджа и узнаваемости Шкотовского муниципального района на туристском рынке; сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного потенциала; создание условий для развития экологического, культурно-познавательного, сельского, развлекательного туризма.
Целевые индикаторы Программы– увеличение туристического потока; – количество мест в коллективных, индивидуальных и других средствах размещения; – количество мест в коллективных, индивидуальных и других средств размещения; – туристический поток; – количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе самозанятых, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность; – численность работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности; – объем платных туристических услуг, оказываемых населению; – поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (по видам экономической деятельности: туризм, гостиницы и рестораны). Целевые индикаторы Программы приведены в приложении №2.
Сроки и этапы реализации ПрограммыПрограмма реализуется в 2021-2027 годы в 1 этап
Объемы и источники финансирования ПрограммыМероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета Шкотовского муниципального района и внебюджетных источников. Финансовые средства, предусмотренные Программой, направляются в полном объеме на реализацию Подпрограммы №1. Мероприятия Подпрограммы №2 выполняются работниками управления экономики и инвестиций администрации Шкотовского муниципального района и не требуют дополнительного финансирования, предусмотренного в рамках реализации Программы за счет средств бюджета Шкотовского муниципального района и внебюджетных источников. Общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджета Шкотовского муниципального района составит 350,0 тыс. рублей, в том числе: 2021 год: 50,0 тыс. рублей; 2022 год: 50,0 тыс. рублей; 2023 год: 50,0 тыс. рублей; 2024 год: 50,0 тыс. рублей; 2025 год: 50,0 тыс. рублей; 2026 год: 50,0 тыс. рублей; 2027 год: 50,0 тыс. рублей. Прогнозная оценка внебюджетных средств, привлекаемых на реализацию целей Программы, составит 11 500 тыс. рублей, в том числе: 2021 год: 500 тыс. рублей; 2022 год: 500 тыс. рублей; 2023 год: 1 500 тыс. рублей; 2024 год: 1 500 тыс. рублей; 2025 год: 2 500 тыс. рублей; 2026 год: 2 500 тыс. рублей; 2027 год: 2 500 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты реализации Программы– увеличение туристского потока в 1,5 раза; – увеличение объема платных туристических услуг, оказываемых населению, в 1,5 раза; – прирост количества мест в коллективных, индивидуальных и других средствах размещения, гостиницах и аналогичных средствах на 200 мест; – увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе самозанятых, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность в 2 раза; – рост численности работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности в 2 раза; – рост поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по видам экономической деятельности: гостиницы и рестораны в 1,6 раза.

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

На период до 2027 года перспективным и динамично развивающимся сектором экономики является развитие туризма, который обусловлен наличием большого рекреационного потенциала. Привлечение организованного туристического потока в район к 2027 году планируется увеличить в 1,5 раза к уровню 2020 года.

Туристская инфраструктура на территории Шкотовского муниципального района представляет собой совокупность коллективных средств размещения, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, физкультурно-спортивного и иного назначения. В Шкотовском муниципальном районе существует большой потенциал для развития туристской отрасли в плане развития коллективных средств размещения, горнолыжных баз, обустройства объектов и мест, имеющих туристскую привлекательность. Однако имеющаяся материальная база в значительной степени сдерживает развитие конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышение уровня и качества оказываемых услуг.

По состоянию на 01 января 2021 года на территории Шкотовского муниципального района действуют 24 базы отдыха, 2 мини-отеля, 4 горнолыжные трассы, аэроклуб, парашютный клуб, Арт-парк «Штыковские пруды», сафари-парк. Услуги питания оказывают 20 предприятий. Выпуском сувенирной продукции (карнепластика, деревянные поделки) занимаются 3 индивидуальных предпринимателя на уровне семейного бизнеса.

Основные услуги, которые предоставляют базы отдыха: временное проживание, прокат спортивного инвентаря, физкультурно-оздоровительные услуги (горные и беговые лыжи, каток, бассейн, пешие экскурсии и т. д.), народные промыслы, бани, услуги питания. Наибольший коэффициент загрузки номеров приходится на зимний период. Значительная часть объектов туризма сконцентрирована на территории Новонежинского сельского поселения.

Большая часть горы Ливадийской («Пидан») находится на территории Новонежинского сельского поселения. Все организованные восхождения на гору расположены со стороны с. Анисимовка и дер. Лукьяновка. Подъемы на гору Ливадийская (Пидан) по маршрутам выходного в любое время года уже давно носят массовый характер. Численность организованных и неорганизованных туристов в выходные дни составляет до 2 – 2,5 тыс. человек. На территории Новонежинского сельского поселения по инициативе Правительства Приморского края запланировано создание природного парка «Южно-Приморский», а также реализация инвестиционного проекта: «Лесная школа Вероника» в дер. Лукъяновка, что позволит сделать эту территорию еще более привлекательной для туристов.

На территории дер. Стеклянуха Центральненского сельского поселения в рамках исполнения поручения Губернатора Приморского края в 2020 году проведены мероприятия по обустройству этно-археологического парка «Стеклянуха». Из бюджета Шкотовского муниципального района на эти цели в 2020 году израсходовано 2,0 млн. руб.

Инициативной группой представлена концепция проекта по созданию в с. Центральное многопрофильного предприятия «Таежный дар», которое предполагает освоение 60 гектар земли путём объединения граждан России, пожелавших участвовать в государственной программе «Дальневосточный гектар», в потребительский кооператив и организацию по выращиванию и глубокой переработке дикоросов, развитию туризма и рекреации.

Определяя перспективы развития туризма, следует исходить из необходимости повышения качества обслуживания массового туристического потока на территории района. Перспективные направления развития туризма для Шкотовского муниципального района – это экологический, сельский, культурно-познавательный, развлекательный туризм.

Экологический туризм. Это направление предполагает организацию туристических маршрутов по Шкотовскому району с посещением привлекательных природных объектов, туристических маршрутов выходного дня, экологических троп и т. д. Шкотовский муниципальный район имеет несколько привлекательных природных объектов, способных привлечь туристические потоки (горы Ливадийская (Пидан), Воробей, Фалаза, водопады. Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития этого вида туризма.

Огромной известностью и популярностью не только у жителей Приморского края, но и у зарубежных гостей пользуется Сафари-парк, расположенный недалеко от пгт Шкотово, открытый в 2007 году. Благодаря удивительной дружбе тигра Амура и козла Тимура Сафари-парк превратился в место международного паломничества. В Сафари-парке можно посмотреть более 70 видов животных. В парке созданы благоприятные условия для содержания и показа животных и птиц, в том числе, занесенных в «Красную книгу». По итогам Национального рейтинга туристических брендов в 2018 году, озвученных на Международной выставке «Интурмаркет-2019» в г. Москве, Приморский Сафари-парк вошел в ТОП-3 лучших парков развлечений в России.

Развлекательный туризм. Арт-парк «Штыковские пруды» – излюбленное место круглогодичного отдыха для жителей Приморского края. Творческие мастерские для детей, оборудованные зоны отдыха, тематические площадки для развлечений, уютные домики для проживания и отдыха, проведение тематических фестивалей краевого уровня, высокая культура обслуживания не может оставить никого равнодушным. Проведение различного рода торжеств, корпоративных мероприятий, семейного отдыха или отдыха в компании друзей.

Культурно-познавательный туризм. Визитной карточкой сел Шкотовского района являются культурно-досуговые центры, на базе которых ведется активная работа по подготовке и проведению праздников на основе этнических и православных культур, организовываются краеведческие и археологические конференции, походы на ближайшее средневековое городище в пос. Новонежино, с. Стеклянуха, на водопады.

Спортивный туризм – это развитие и расширение спектра услуг действующих горнолыжных баз, которые пользуются особой привлекательностью.

Возможность развития въездного туризма на территории района обусловлена следующими факторами:

- наличие разнообразного природно-рекреационного потенциала, культурно-исторического наследия;

- транспортная доступность;

- развитие горнолыжных баз с преобразованием в горнолыжные курорты;

- близость потребителей туристических услуг, проживающих в городской местности;

- создание в непосредственной близости от района игорной зоны «Приморье» на территории Артемовского городского округа Приморского края.

В то же время в Шкотовском муниципальном районе имеется ряд факторов, сдерживающих развитие сферы туризма, а именно:

- отсутствие свободных муниципальных земельных участков для развития и расширения туристической деятельности. Участки, привлекательные для размещения или расширения деятельности по оказанию услуг базами отдыха, горнолыжных трасс, находятся в федеральной собственности (земли Министерства Обороны и лесного фонда) и выделены участникам Государственной программы «Дальневосточный гектар»;

- недостаточно развитая система электроснабжения (недостаток трансформаторов необходимой мощности и линий электропередач);

- разрозненность и отсутствие координации в совместной деятельности предприятий туристического бизнеса, расположенных в сельских поселениях;

- отсутствие крупных инвестиционных проектов, финансируемых с привлечением средств федерального и краевого бюджетов;

- ограниченный срок оказания услуг (сезонный характер работы горнолыжных баз);

- узкий спектр предоставляемых услуг, качество которых не соответствуют международным нормам. В основном это: временное проживание, прокат спортивного инвентаря, физкльтурно – оздоровительные услуги (горные и беговые лыжи, каток, бассейн, пешие экскурсии и т. д.), народные промыслы, бани, услуги питания;

- невысокое качество обслуживания во всех сферах туристической индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров.

В Шкотовском муниципальном районе в силу наличия соответствующих туристических ресурсов и тенденций формирования туристического спроса имеют приоритетный характер следующие направления:

1. Развитие экологического туризма.

Направление предусматривает: создание и реконструкцию специализированных средств размещения круглогодичного и летнего отдыха, рыболовно-охотничьих баз, инфраструктуры сафари-парка.

2. Развитие сельского туризма (агротуризма) с учетом деятельности жителей района как «самозанятых» и участников Государственной программы «Дальневосточный гектар».

Направление требует адаптации деревенских подворий и ферм под туристические потребности. Сельский туризм представляет возможности отдыха для тех, кто по каким-либо причинам иные виды туризма позволить себе не может. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт. Такой вид туризма может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения. На базе сельского туризма предполагается проведение широкого круга мероприятий: участие в сельскохозяйственных работах на деревенском подворье, деревенские посиделки, катание на лошадях, рыбалка, охота, русская баня и т. д.

3. Развитие культурно-познавательного туризма. Направление основывается на использовании:

- объектов культурного наследия и туристического показа (Новонежинское сельское поселение, Бохайское городище в Центральненском сельском поселении), музейных экспонатов;

- проведения праздников на основе этнических и православных культур;

- организации новых спортивно-развлекательных мероприятий.

4. Развитие развлекательного туризма. Направление предполагает:

- модернизацию инфраструктуры отдыха и строительство новых объектов (тематических парков развлечений, гольф-клубов и т. д.);

- проведение мероприятий событийного характера; славянские праздники, в том числе Масленица, праздник Ивана Купалы, Пасха и т. д.

5. Развитие производства сувенирной продукции.

Направление предполагает создание и развитие сувенирных производств, использование в сувенирных изделиях логотипов и символов Шкотовского муниципального района.

Для обеспечения системного развития указанных направлений необходимо использование программно-целевого метода в решении задач по стимулированию формирования современной материально-технической базы туризма, разработке и реализации рекламно-информационного обеспечения туристской сферы, развитию межрегионального сотрудничества в области туризма, совершенствованию системы подготовки, переподготовке и повышению квалификации туристских кадров.

Актуальность Программы обусловлена необходимостью разработки и принятия комплекса правовых, финансовых, организационных, маркетинговых и рекламно-информационных мер, способных содействовать решению существующих проблем и, тем самым, вывести на качественно новый уровень развитие внутреннего и въездного туризма в Шкотовском муниципальном районе. В ходе реализации Программы планируется широкое использование механизмов привлечения средств частных инвесторов для реализации инвестиционных проектов по строительству (реконструкцию) объектов туристской инфраструктуры.

2. Цели и задачи Программы

Целями Программы являются:

- повышение благосостояния и комфортности проживания населения Шкотовского муниципального района за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма;

- обеспечение качества и доступности туристских услуг на территории Шкотовского муниципального района;

- увеличение объемов въездного и внутреннего туризма в Шкотовском муниципальном районе;

- создание на территории Шкотовского муниципального района конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на основе эффективного использования туристского потенциала и имеющихся туристских ресурсов;

- формирование позитивного имиджа и узнаваемости Шкотовского муниципального района на внутреннем и международном туристских рынках.

Основными задачами Программы являются:

- разработка и реализация рекламно-информационного обеспечения туристской сферы Шкотовского муниципального района;

- развитие межрегионального сотрудничества в области туризма;

- создание условий для системного развития секторов рекреационно-оздоровительного, сельского, культурно-познавательного и развлекательного туризма;

- расширение продуктового ассортимента и улучшение качества туристского продукта.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в один этап в 2021-2027 годы.

4. Перечень мероприятий Программы

Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении №1 к Программе.

5. Механизм реализации Программы

Механизм реализации Программы основан на обеспечении достижения запланированных результатов и показателей эффективности реализации Программы.

Администрация Шкотовского муниципального района в лице управления экономики и инвестиций администрации Шкотовского муниципального района является заказчиком Программы.

Реализация мероприятий Программы осуществляется посредством организации и осуществления мониторинга инвестиционных проектов, направленных на строительство (реконструкцию) объектов туристской инфраструктуры Шкотовского муниципального района, путем оказания консультативной помощи по разработке инвестиционных проектов организациям туристской индустрии Шкотовского муниципального района.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета Шкотовского муниципального района и внебюджетных источников.

Финансовые средства, предусмотренные Программой, направляются в полном объеме на реализацию Подпрограммы №1.

Мероприятия Подпрограммы №2 выполняются работниками управления экономики и инвестиций администрации Шкотовского муниципального района и не требуют дополнительного финансирования, предусмотренного в рамках реализации Программы за счет средств бюджета Шкотовского муниципального района и внебюджетных источников.

Прогнозный объем финансирования Программы за счет бюджета Шкотовского муниципального района на 2021-2027 годы составит 350,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2021 год: 50,0 тыс. рублей;

2022 год: 50,0 тыс. рублей;

2023 год: 50,0 тыс. рублей;

2024 год: 50,0 тыс. рублей;

2025 год: 50,0 тыс. рублей;

2026 год: 50,0 тыс. рублей;

2027 год: 50,0 тыс. рублей.

Прогнозная оценка внебюджетных средств, привлекаемых на реализацию целей Программы, составит 11 500 тыс. рублей, в том числе:

2021 год: 500 тыс. рублей;

2022 год: 500 тыс. рублей;

2023 год: 1 500 тыс. рублей;

2024 год: 1 500 тыс. рублей;

2025 год: 2 500 тыс. рублей;

2026 год: 2 500 тыс. рублей;

2027 год: 2 500 тыс. рублей.

Объем расходов на осуществление мероприятий Программы из бюджета Шкотовского муниципального района может ежегодно уточняться на основе анализа полученных результатов и исходя из утвержденных лимитов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год.

В случае признания Шкотовского муниципального района получателем субсидий в рамках поддержки муниципальных программ развития туризма за счет средств бюджета Приморского края, указанные средства предусматриваются как источник финансирования Программы.

7. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее исполнения

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации Шкотовского муниципального района от 29.08.2013 г. №1583-НПА «Об утверждении «Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации в Шкотовском муниципальном районе» и «Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в Шкотовском муниципальном районе».

Текущее управление реализацией Программы осуществляет ответственный исполнитель: управление экономики и инвестиций администрации Шкотовского муниципального района.

Ответственный исполнитель основных мероприятий (мероприятий) Программы в процессе ее реализации:

1) обеспечивает реализацию Программы и несет ответственность за своевременную реализацию ее мероприятий, соблюдение сроков наступления контрольных событий, за достижение целевых показателей (индикаторов) Программы;

2) разрабатывает проекты постановлений администрации Шкотовского муниципального района о внесении изменений в Программу, в том числе:

- в целях формирования бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

- в целях приведения в соответствие с утвержденным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период;

3) ежегодно до 01 марта готовит доклад о реализации Программы.

В систему контроля реализации Программы включаются:

- мониторинг реализации Программы;

- годовой отчет о реализации Программы.

Объектом мониторинга являются: контрольные события Программы в части сроков их наступления (в установленные и ожидаемые сроки), объемов финансирования мероприятий.

8 Оценка эффективности реализации Программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно в соответствии с постановлением администрации Шкотовского муниципального района от 29.08.2013 г. №1583-НПА «Об утверждении «Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации в Шкотовском муниципальном районе» и «Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в Шкотовском муниципальном районе».