1.4. 1 Систематизация факторов внутренней и внешней среды, ключевых условий и стратегических рамок социально-экономического развития, ключевых рисков развития Шкотовского муниципального района (SWOT-анализ)

Версия для печати

Результаты реализации Стратегии социально-экономического разви-тия Шкотовского муниципального района до 2020 года указывают на дости-жение значений ряда целевых показателей (Таблица 1.61).

Индекс физического объема производства товаров, работ, услуг по полному кругу организаций по видам экономической деятельности в 2019 году составил 128,6% (активный сценарий, целевое значение индикатора 112.0%), индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2019 году вырос в 4,7 раза (активный сценарий, целевое значение индикатора в среднем за период 118,0%).

По ряду целевых показателей, например, численность населения, ожи-даемая продолжительность жизни, доля малого и среднего бизнеса в общем объеме производства, не достигнуто плановое значение показателей.

Таблица 1.61 – Сравнение плановых и фактических значений показателей стратегии социально-экономического развития Шкотовского муниципального района до 2020 года

 

ИндикаторыПлановое значение ин-дикаторов в 2020 годуФактиче-ское зна-чение по-казателя в 2020 году
Инерцион-ный сцена-рийАктив-ный сце-нарий
Численность населения (тыс. чел.)
25,3
26,7
23,90
Индекс физического объема валового внутреннего продукта (%)
104,0
112,0
106,5
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (%)
107,0
118,0
24,5
Доля собственных доходов в общих доходах бюдже-та Шкотовского муниципального района (%)
50,0
65,0
37,5

 

Ожидаемая продолжительность жизни при базовом значении в 2009 году – 69 лет, увеличилась за 11 лет на 1,5 года, и фактически составила 70,5 лет, при целевом значении показателя 73 года. Доля малого и среднего биз-неса в общем объеме производства в целом по району составила 37,1, при целевом значении показателя 47,4%.

Анализ факторов внутренней и внешней среды (Таблица 1.62), ключе-вых условий и стратегических рамок социально-экономического развития, ключевых рисков развития Шкотовского муниципального района показыва-ет, к положительным факторам следует отнести наличие земельных ресурсов, лесного фонда и полезных ископаемых, туристско-рекреационных ресурсов.

Общая площадь земель района составляет 266450,0 гектар (2019 г.). Территория района имеет выгодное экономико-географическое положение с выходом к морской акватории Уссурийского залива и развитую инфраструк-туру всех видов транспорта, в том числе через территорию проходят нефте- и газопровод, железные и автомобильные дороги, расположены морские угольные терминалы.

Таблица 1.62 – Факторы, возможности и угрозы развития Шкотовского муниципального района (SWOT-анализ)

 

Положительные факторы
Негативные факторы

1.Наличие земельных ресурсов, лесного фонда и полезных ископаемых.

2.Наличие туристско-рекреационных ресурсов.

3.Выгодное экономико-географическое положение с выходом к морской акватории и наличием удобных для хозяйственной деятельности бухт.

4.Наличие развитой инфраструктуры всех видов транспорта, в том числе нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог, морских портов.

1.Сокращение численности населения.

2.Неравномерная плотность пространственного размещения населения.

3.Несоответствие дорог нормативным требованиям и потребностям грузоотправителей.

4.Наличие неиспользуемых объектов и земель Минобороны России, трудности с передачей земель в гражданский оборот.

Возможности
Угрозы

1.Развитие мультимодальных контейнерных перевозок, расширение транспортной обработки навалочных грузов.

2.Развитие предприятий со специализацией в сельскохозяйственном производстве, рекреационной деятельности, судоремонте, рыбопереработке.

3.Развитие жилищного строительства и объектов коммерческой недвижимости.

1.Снижение уровня экологической безопасности для населения и окружающей среды.

2.Риски замедления темпов развития экономики вследствие изменения цен на экспортируемые товары.

3.Снижение инвестиционной активности из-за оттока капитала за пределы национальной территории.

4.Риски депопуляции территории и дефицит кадров для экономики вследствие убыли населения.

 

К негативным факторам следует отнести сокращение численности насе-ления за счет естественной убыли, в 2018 г. – 143 чел, в 2019 г. – 131 чело-век. Общий коэффициент естественного движения населения Шкотовского района за 2018 год – 5,9, в среднем по краю – 2,9. Можно отметить нерав-номерную плотность населения по пространственно-планировочным зонам Шкотовского муниципального района. Семьдесят четыре процента населения проживает в 5-и крупнейших населенных пункта, три четверти из которых проживают в 3 поселках центральной зоны.

Сложившаяся система расселения Шкотовского района, из-за наличия большого количества малонаселенных и удаленности ряда населенных пунк-тов, ограничивает предоставление полного набора муниципальных услуг и создает условия несбалансированности между реальной потребностью насе-ления в услугах и возможностью предоставления этих услуг. Следует отме-тить несоответствие значительной части дорог нормативным требованиям и потребностям грузоотправителей. Не отвечали нормативным требованиям в 2019 году – 130, 5 км, (32,4%).

Рисками для Шкотовского муниципального района является снижение уровня экологической безопасности для населения и окружающей среды от перевалки угля в морских терминалах в бухте Суходол и порту Вера.

Замедление темпов развития мировой экономики до 102,6-102,7%, бу-дет сказываться на снижении объема отгрузки экспортируемых товаров в пе-риод 2021-2022 гг. Вероятно снижение инвестиционной активности россий-ских компаний из-за продолжающегося оттока капитала за пределы нацио-нальной территории и стагнации на рынках конечного потребления. Про-должат оказывать влияние риски депопуляции территории района вслед-ствие естественной и миграционной убыли, что обуславливает дефицит кад-ров для экономики и сдерживает инновационное развитие Шкотовского му-ниципального района.

Возможности Шкотовского муниципального района тесно связаны с развитием хозяйственно-экономических связей в границах и зонах тяготения Владивостокской агломерации. На территории района формируется круп-ный портовый комплекс грузооборотом до 60 млн. тонн/год, специализиру-ющийся на транспортной обработке навалочных и контейнерных грузов, ко-торый разгрузит морской порт Владивосток. Район усилит специализацию в сельскохозяйственном производстве, рекреационной деятельности, судоре-монте, рыбопереработке, и станет площадкой для комплексной застройки в восточной географической зоне Владивостокской агломерации.