3.1 Обоснование целевого сценария социально-экономического развития Шкотовского муниципального района

Версия для печати

Миссией органов местного самоуправления Шкотовского муниципаль-ного района в реализации Стратегических направлений социально-экономического развития до 2030 года, является создание организационно-правовых условий для достижения лидирующих позиций в социальном обес-печении граждан, развитии экономики и формировании комфортной среды проживания населения.

Стратегия направлена на решение трех основных задач в период 2021-2030 гг. (Стратегические приоритеты) (рисунок 3.1)

Рисунок 3.1. Стратегические приоритеты реализации СЭР ШМР

Макроэкономические условия реализации Стратегии предполагают развитие базового варианта, основанного на предположении о темпах миро-вого экономического роста 3,9 % в 2021 году, и 4,2% в 2030 году в странах с развитой экономикой, что будет обусловлено уменьшением влияния каран-тинных мер, вызванных пандемией COVID-19. Сценарий основан на предпо-ложении о медленном росте российской экономики 2,5% в 2021 году, и уме-ренном росте на уровне 3,0-3,2 % в 2030 году. На темпы роста окажут влия-ние действия санкционных ограничений и снижение спроса на внутреннем и внешних рынках.

Базовый вариант характеризуется активной инвестиционной политикой государства и применением стимулирующих инвестиционную деятельность механизмов для поддержания экономического роста. Сценарий предусмат-ривает инвестиции в объекты транспортной инфраструктуры, сектор высоко-технологичных производств и инновационную экономику. Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 3,9-4,2% в 2021-2030 гг. (рисунок3.2).

 

Пессимистический вариант
Оптимистический вариант
Замедление роста мировой экономики до 3,9 % в 2021 году, и умеренный рост 4,2% в 2030 году. Замедление роста рос-сийской экономики до 2,5% в 2021 году, и 3,2 % в 2030 году.
Среднегодовые темпы роста россий-ской экономики оцениваются на уровне 4,0-4,2%
Факторы рисков
Факторы акселерации
-ограниченный доступ к инвестицион-ным ресурсам; – ограниченный, доступ к бюджетным субсидиям; – ограничен-ный внутренний спрос на товары и услуги; – снижение отгрузки продукции на экспорт
- реализация инвестиционных проек-тов в сфере транспортной обработки грузов, и в развитие транспортной ин-фраструктуры; – реализация межмуни-ципальных проектов в инновационной сфере; – реализация проектов по разви-тию земельных участков для жилой и коммерческой недвижимости

 

Рисунок 3.2. Факторы риска и акселерации экономики Шкотовского МР в различных сценарных условиях

На Дальнем Востоке России необходимо повысить ожидаемую продол-жительность жизни населения, не менее, чем на пять лет, снизить смертность населения трудоспособного возраста, не менее, чем на 35 процентов, увели-чить годовой объем жилищного строительства в 1,6 раза [23]. Следовательно, целевой сценарий социально-экономического развития Шкотовского муници-пального района должен предусматривать динамику не ниже среднероссий-ских темпов роста качества жизни населения и экономического развития в лю-бых макроэкономических условиях и при любом уровне риска.

К внутренним и внешним факторам риска относятся:

- ограниченный доступ к долгосрочным и недорогим инвестиционным ресурсам на развитие коммерческих проектов;

- ограниченный, вследствие бюджетного дефицита, доступ к бюджетным субсидиям, для финансирования объектов социальной и транспортной инфра-структуры;

- ограниченный внутренний спрос на товары и услуги, производимые на территории района, обусловленный снижением уровня доходов;

- снижение отгрузки продукции, направляемой на экспорт из-за измене-ния конъюнктуры спроса на внешних рынках.

Кроме того, в Шкотовском муниципальном районе существуют диспро-порции, обусловливаемые неравномерностью распределения на территории населения и трудовых ресурсов. Заявленная потребность организаций в ра-ботниках в 2020 году составила 284, а нагрузка незанятого населения на 100 заявленных вакансий составила 38,4. Это создает проблему предложения тру-довых ресурсов, а в перспективе может обуславливать дефицит квалифициро-ванных специалистов в точках экономического роста.

Базовый сценарий социально-экономического развития основан на предположении об уменьшении степени влияния указанных рисков, интенсив-ном развитии экономики за счет реализации проектов-акселераторов и межмуниципальной кооперации. Это предполагает рост валового продукта Шкотовского МР в период 2024-2030 гг. темпами, в среднем, не ниже 104,5-105,5 %, инвестиций 103,4-105,3 %, и производительности труда 104,0-106,8% (таблица 3.1).

Таблица 3.1. Сравнительный анализ оценочных значений основных показателей социально-экономического развития Шкотовского МР

 

Показатель202120242030
Российская Федерация [24]
ИФО ВВП, %102,0103,3103,1
ИФО, инвестиций в основной капитал, %107,6106,1103,2
Индекс промышленного производства, %103,1103,3102,8
Производительность труда, %101,9103,1102,8
Ожидаемая продолжительность жизни, лет [25]73,7574,0774,84
Приморский край
ИФО ВВП, %101,6102,4103,1
ИФО, инвестиций в основной капитал, % [26]107,9109,6112,6
Индекс промышленного производства, %102,9104,8102,9
Производительность труда, % [27]103,4104,9105,4
Ожидаемая продолжительность жизни, лет [28]72,37878
Шкотовский муниципальный район [29]
ИФО ВВП, %101,96104,50105,50
ИФО, инвестиций в основной капитал, %100,81103,39105,30
Индекс промышленного производства, %97,39106,33106,00
Производительность труда, %100,0104,09106,80
Ожидаемая продолжительность жизни, лет71,373,478,0*

 

*экстраполяция значений показателя за период 2021-2024 гг, и до 2030 г.

Для достижения показателей целевого сценария социально-экономического развития Шкотовского муниципального района необходимо реализовать комплекс мер, представленных в таблице 3.2.

Таблица 3.2. Комплекс мер, направленных на достижение показателей целе-вого сценария СЭР ШМР до 2030 года

 

НаправлениеОжидаемый результат
Принятие дополнительных мер по поддержке молодых семей в ШМР, направленных на рост рождаемости
Увеличение показателя рождаемости
Повышение доступности для населения первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высо-котехнологичной, медицинской помощи, скорой медицинской помощи, диагностических (лабораторных) исследований, ка-чественного общего образования и среднего профессиональ-ного образования, услуг организаций культуры и физкультур-но-спортивных организаций
Сокращение естественной убыли населения
Создание условий для кадровой обеспеченности медицинских, образовательных организаций, организаций культуры, физ-культурно-спортивных организаций, расположенных в уда-ленных населенных пунктах и сельских населенных пунктах, в том числе предоставление единовременных компенсацион-ных выплат специалистам, прибывшим (переехавшим) на ра-боту в указанные населенные пункты
100% комплектация кадра-ми учреждений бюджетной сферы
Снижение доли объектов здравоохранения, образования, куль-туры и спорта, находящихся в аварийном состоянии или тре-бующих капитального ремонта
не менее чем в 2 раза
Увеличение доли автомобильных дорог общего пользования местного значения, соответствующих нормативным требова-ниям к транспортно-эксплуатационным показателям
не менее чем до 70 процентов от их об-щей протяженности
Увеличение в населенных пунктах с численностью населения более 20 тыс. человек доли автомобильных дорог, соответ-ствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям
до 85 процентов
Формирование инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, обеспечивающей производство со-временной высокотехнологичной продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью
Создание рабочих мест, для привлечения высококва-лифицированных специа-листов Создание экспорт-ной продукции.
Создать условия для поддержки проектов-акселераторов на территории ШМР, включая инновационного научно-технологического центра, а также индустриальных (промыш-ленных) парков, технопарков, имеющих высокую инвестици-онную привлекательность, и промышленных кластеров в та-ких отраслях экономики, как нефтехимия и судостроение
Создание рабочих мест, для привлечения высококва-лифицированных специа-листов; Создание экспорт-ной продукции

 

Базовый (целевой) вариант социально-экономического развития Шко-товского муниципального района предусматривает развитие экспортно-ориентированных отраслей экономики, создание условий для формирования сетевого взаимодействия и кооперации в отраслях судостроение, сельское хо-зяйство, лесопереработка, рыболовство и аквакультура, сфере туристско-рекреационная услуг.

ПредпросмотрПрикрепленный файлРазмер
Рисунок 3. 1. Стратегические приоритеты реализации СЭР ШМР
Рисунок 3. 1. Стратегические приоритеты реализации СЭР ШМР97.14 кб