3.6. Развитие социальной сферы

Версия для печати

Результативность развития социальной сферы в рамках целевого сце-нария зависит откачества разработанных и принятых документов стратеги-ческого планирования, в том числе, муниципальных программ (таблица 3.6.).

Таблица 3.6. Данные о муниципальных программах в социальной сфере

 

Наименование программы№ постановленияПериод
1.«Развитие туризма в Шкотов-ском муниципальном районе»
Постановление №461 от 07.04.2021
2021-2027
1.1.Подпрограмма №1 «Развитие туристско-рекреационного комплекса на террито-рии Шкотовского муниципального района»
1.2.Подпрограмма №2 «Повышение качества туристических услуг»
2.«Обеспечение доступным жи-льем и качественными услуга-ми жилищно-коммунального хозяйства населения Шкотов-ского муниципального района»
Постановление №321 от 27.07.2018
2018–2022
3.«Развитие физической культу-ры и спорта в Шкотовском му-ниципальном районе»
Постановление№592 от07.05.2020
2020 – 2025
4.«Развитие культуры в Шкотов-ском муниципальном районе Приморского края на 2021 -2027 годы»
Постановление №1676 от 30.12.2020
2021 -2027
5.«Развитие образования в Шко-товском муниципальном рай-оне Приморского края на 2021 -2023 годы»
Постановление №146 от 02.02.2021
2021 -2023

 

На период с 2021 года осуществляется реализация пяти муниципаль-ных программ, ориентированных на развитие таких сфер как, образование, культура, физическая культура и спорт, туризм и жильё.

Образование.

Самой бюджетоемкой муниципальной программой является МП «Раз-витие образования в ШМР» на период 2021-2023 годов, обеспечивающая реализацию основных положений Национального проекта «Образование». Мероприятия на период 2021-2023 годов оценены на общую сумму 1468,12 млн. рублей, в том числе по уровням бюджетной системы представлены в следующих пропорциях (рисунок 3.6). Программа представлена шестью направлениями, из которых одно не имеет ресурсного обеспечения (Подпро-грамма №4 «Развитие профессионального образования»), что обусловлено отсутствием соответствующего полномочия ШМР, но в свете Указа Прези-дента №204 подлежит обязательному включению в муниципальные про-граммы, для подготовки кадров, по приоритетным отраслям экономики ШМР. Реализация данной Подпрограммы возможна посредством ее включе-ния в региональный проект «Молодые профессионалы (Повышение конку-рентоспособности профессионального образования)».

Рисунок 3.6 – Объем финансирования МП «Развитие образования ШМР» на период 2021-2023 годов, в млн. руб.

Структура бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию дан-ной программы представлена 62% бюджетных ассигнований, запланирован-ных из средств краевого бюджета (906,9 млн. рублей). Соответственно на долю районного бюджета приходится всего 38%, что соответствует 561,2 млн. рублей.

В целом структура расходов в рамках данной программы представле-на в таблице 3.7

Таблица 3.7. Структура МП «Развитие образования ШМР» и ее ресурсное обеспечение в 2021-2023 годы

В млн. рублей

 

Наименование ПодпрограммыИсточникиВсего,
Подпрограмма №1 «Развитие системы дошкольного образования»
КБ
174,5
МБ
219,4
Подпрограмма №2 «Развитие системы общего образования»
КБ
575,9
МБ
285,3
Подпрограмма №3 «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики»
КБ
1,2
МБ
3,8
Подпрограмма №4 «Развитие профессионального образования»
МБ
0
Подпрограмма №5» Совершенствование управления системой об-разования»
КБ
9,3
МБ
50,5
Подпрограмма №6 «Реализация национальных проектов «Демо-графия» и «Образование»
КБ
145,9
МБ
2,2
ИТОГО
КБ
906,9
МБ
561,2
Всего
1468,1

 

В рамках реализации данных направлений необходимо решить задачи, стоящие перед системой образования в 2021 году, в частности:

1. Ввести в эксплуатацию детский сад на 150 мест в пос. Новонежино.

2. Усилить работу над повышением качества образования в образова-тельных организациях Шкотовского муниципального района.

1Продолжить работу над вхождением в краевые и федеральные про-граммы по строительству детских садов в пгтСмоляниново и с. Романовка и реконструкции 2-х школ – МБОУ «СОШ №1 пгт Шкотово» и МБОУ «СОШ №26 пос. Новонежино».

2Завершить капитальный ремонт помещений ясельной группы в МБДОУ детский сад №47 «Рябинушка», пос. Штыково на общую сумму 6,5 млн. рублей.

При этом следует отметить, что данные программы отражают отсут-ствие запланированных бюджетных ассигнований на развитие инфраструк-туры организаций дошкольного образования до 2023 года, в рамках реали-зации Подпрограммы №1представленные в таблице 3.8.

Таблица 3.8 Перечень дошкольных образовательных объектов, нуждающих-ся в первоочередном бюджетном финансировании на период 2022-2023 го-дов

 

Наименование учрежденияВид работПериод
МБДОУ детский сад №47 «Рябинушка», пос. Штыково
Ремонт кровли, утепление фасада
2022
Капитальный ремонт ясельной группы
2023
МБДОУ Детский сад №8 «Сказка», пгт. Смоляниново
Благоустройство территории
2022
Ремонт помещений
2023
Детский сад. с. Романовка
Строительство детского сада на 150 мест
2022
Детский сад в пгтСмоляни-ново
Разработка ПСД и строительство детского сада на 150 мест
2022-2023
МБДОУ детский сад №37 «Дюймовочка», с. Много-удобное
Строительство модульной котельной
2022-2023

 

Встраивание в региональные программы позволит привлечь дополни-тельное финансирование как на данный набор мероприятий, так и на после-дующие муниципальные программы до 2030 года.

При этом следует отметить, что реализация данных мероприятий поз-волит уже на первом этапе реализации Стратегии СЭР ШМР до 2030 года выйти на достижение показателя «Обеспечение доступности дошкольного образования детей от 1,5 до 3-х лет» на уровень 100%. Учитывая, что в рам-ках ранее реализуемых программ, данный показатель, относительно средне-го значения краевого показателя имеет отклонения. По итогам 2020 года до-ля детей в возрасте 1 – 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 – 6 лет составляет 52,5%. Что в свою очередь сдерживает включение родителей имеющих детей до 3-х лет в активный экономический оборот.

Реализация мероприятий, отраженных в программе, позволит полу-чить его увеличение до 60% в 2023 году. Это указывает на необходимость принятия мер первоочередного характера, посредством включенности в ре-гиональный проект «Образования» с целью получения дополнительных ис-точников финансирования (на условиях со финансирования с местным бюд-жетом) на расширение инфраструктуры дошкольного образования, путем строительства новых объектов, или создания условий для реализации проек-тов муниципального-частного партнерства в сфере дошкольного образова-ния, опираясь на имеющейся в районе опыт функционирования частных объ-ектов образования.

Также, не менее важным показателем, следует считать, перевод обуча-ющихся в образовательных учреждениях района в одну смену. Запланиро-ванные мероприятия позволят достичь данный показатель на уровне 97%. При этом 98% образовательных организаций должны внедрить в админи-стративно-управленческий процесс цифровых технологий. Что позволит обеспечить открытость образовательного процесса в целом, тем самым по-высив качество открытости учета контингента и формирования отчетности.

Однако, инфраструктура системы общего образования, в рамках реа-лизации Подпрограммы №2 не предполагает расширение самой сети обра-зовательных учреждений данного типа, ввиду их неполной загруженности в настоящее время. А так как, в ходе исследования, не выявлены факторы, вли-яющие на увеличение контингента до 2030 года за счет естественного приро-ста или миграционной активности населения, рассматривать строительство новых объектов данного типа учреждений нецелесообразно.

При этом приоритетным направлением остается совершенствование материально-технической базы функционирующих общеобразовательных учреждений (проведение реконструкции и капитальных ремонтов как самих объектов, так и всех инженерных коммуникаций, обновление спортивной ин-фраструктуры, систем АПС, благоустройство территорий с заменой или вос-становлением ограждений). Данные мероприятия необходимо реализовывать постоянно относительно всех объектов системы образования, как в период реализации конкретных муниципальных программ, так и Стратегии в целом.

Культура.

Шкотовский муниципальный район располагает сетью учреждений культуры, в которую входят: 10 учреждений культурно-досугового типа и 11 библиотек. Однако уровень фактической обеспеченности клубами и учре-ждениями клубного типа в 2020 году составил 71,3%, библиотеками: 57,9 %. Что, в рамках целевого сценария, предусматривает необходимость включе-ния в муниципальную программу, встроенную в региональный проект «Культура» мероприятия по расширению сети культурно-досуговых цен-тров во всех населенных пунктах ШМР. Также, учитывая существенный из-нос инфраструктуры (доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ре-монта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры, составля-ет 45,4 %), обеспечивающей функциональность сферы необходимо преду-смотреть комплекс мер по модернизации сети учреждений культуры, так же в рамках реализуемых муниципальных программ, до 2030 года.

В рамках реализации государственной программы Приморского края «Развитие культуры Приморского края на 2020 – 2027 годы», муниципаль-ной программы Шкотовского муниципального района Приморского края «Развитие культуры Шкотовского муниципального района Приморского края на 2020-2027 годы» запланированы отдельные мероприятия по модер-низации сети учреждений культуры (таблица 3.9).

Таблица 3.9 – Перечень объектов, обеспечивающих развитие сети учреждений культуры ШМР до 2027 года, включение которых необходимо в региональный проект

 

Наименование объектаВиды работ
Культурно-досугового центра в пгт Шкотово
Строительство здания (в том числе проектно-изыскательские работы)
Детской школы искусств в пгт Шкотово
Строительство здания (в том числе проектно-изыскательские работы)
Культурно-досугового центра в д. Речица
Капитальный ремонт кровли
Дома культуры в с. Центральное
Капитальный ремонт фасада здания

 

Финансирование на строительство здания Культурно-досугового цен-тра в пос. Штыково (в том числе проектно-изыскательские работы) заплани-ровано на 2021–2022 годы в объемах 99,9 и 34,8 млн. рублей соответствен-но.

Общий объем бюджетных ассигнований, в рамках муниципальной про-граммы составляет 666,3 млн. рублей. Доля краевого бюджета составляет 21% или 137,4 млн. рублей, расходы местного бюджета запланированы в объеме 528,9 млн. рублей (79%).

До 2030 года в рамках актуализации вышеназванной муниципальной программы необходимо предусмотреть, также как и в сфере образования, развитие муниципального-частного партнерства в данной отрасли на базе объектов муниципальной казны, в том числе, и включенных в программы приватизации.

Физическая культура и спорт.

Учитывая низкий показатель на начало 2021 года «Доля населения, си-стематически занимающегося физической культурой и спортом в Шкотов-ском муниципальном районе», он составил 40,8 % особая роль администра-ции отводится этому направлению. Специфика спортивно-оздоровительной инфраструктуры (в основном это объекты, расположенные в учреждениях образования) имеет свои особенности. Из 59 имеющихся спортивных соору-жений основную долю составляют спортивные площадки и спортивные залы общеобразовательных школ, что в свою очередь ложится бременем ответ-ственности на сферу образования, в том числе и в рамках национального проекта «Образования» и одноименных государственных и муниципальных программах 53 спортивных сооружения требуют реконструкции.

Также особенностью является и то, что только 39 объектов находится в муниципальной собственности. В федеральной собственности находится 5 сооружений и в другой – 15, что также обуславливает разную степень ответ-ственности к состоянию спортивных сооружений и объектов.

Общей объем финансирования МП «Развитие физической культуры и спорта в Шкотовскоммуниципальном районе» на 2020-2025 годы» составит 287,1 млн. рублей. Реализация программных мероприятий подпрограммы «Разви-тие массовой физической культуры и спорта в Шкотовском муниципальном районе» муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Шкотовском муниципальном районе» на 2020-2025 годы в рамках феде-рального проекта «Спорт-норма жизни» осуществляется в основном за счет краевого бюджета.

Субсидии краевого бюджетасоставили 47,2 млн. рублей, софинансиро-вание из местного бюджета мероприятий по строительству, реконструкции, ремонт спортивных объектов муниципальной собственности и приобретению спортивных объектов для муниципальных нужд запланировано в объеме 1,8 млн. рублей.

Всего же до 2022 года в рамках федерального проекта планируется 217,6 млн. рублей. Перечень мероприятий и объемы ресурсного обеспечения с 2023 года не запланированы, и подлежат ежегодной корректировки. В том числе, и с пролонгацией данной программы в соответствии в региональные и национальные проекты.

При этом, следует отметить, что в рамках данного федерального про-екта запланирован лишь стадион на 300 мест в пгт Шкотово в 2021-2022 го-дах.

Финансовоёмким направлением является достижение показателя «По-вышение уровня обеспеченности населения муниципального района плоскост-ными сооружениями». Значение данного показателя планируется к 2025 году увеличить до 50%, а также создать максимально благоприятные условия для развития системы доступных платных физкультурно – оздоровительных и спортивных услуг населению муниципального района, в том числе и в форма-те муниципального-частного партнерства. Особенно в отдельных видах спор-та, таких как, пешеходный туризм в границах Шкотовского плата (ранее су-ществовавший всесоюзный маршрут 3 категории сложности), горные лыжи, сплавы, дайвинг.

На период до 2027 года перспективным и динамично развивающимся сектором экономики является развитие туризма, который обусловлен наличи-ем большого рекреационного потенциала. Привлечение организованного ту-ристического потока в район к 2027 году планируется увеличить в 1,5 раза к уровню 2020 года.

Туризм

Туристская инфраструктура на территории Шкотовского муниципаль-ного района представляет собой совокупность коллективных средств разме-щения, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, физкультурно-спортивного и иного назначения.

В Шкотовском муниципальном районе существует большой потенциал для развития туристской отрасли в плане развития коллективных средств размещения, горнолыжных баз, обустройства объектов и мест, имеющих ту-ристскую привлекательность.

Однако имеющаяся материальная база в значительной степени сдержи-вает развитие конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышение уровня и качества оказываемых услуг. Для совершенствования туристической инфраструктуры на территории ШМР реализуется МП.

Данные о ресурсном обеспечении данной программы представлены в таблице 3.10.

Таблица 3.10 – Ресурсное обеспечение муниципальной программы «Развитие туризма в Шкотовском муниципальном районе на 2021-2027 годы»

 

Наименование муниципальной программы, подпрограммы
Расходы, в тыс. рублей
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
Муниципальная программа «Раз-витие туризма в Шкотовском му-ниципальном районе»
550,00
550,00
1550,00
1550,00
2550,00
2550,00
2550,00
Подпрограмма №1 «Развитие ту-ристско – рекреационного ком-плекса на территории Шкотовско-го муниципального района»
550,00
550,00
1550,00
1550,00
2550,00
2550,00
2550,0

 

Основные расходы запланированы на строительство объектов туризма на территории Шкотовского муниципального района – 11,5 млн. рублей. Благоустройство мест туристического показа на территории Шкотовского муниципального района осуществляется ежегодно в объеме 50,00 тыс. руб-лей, в том числе за счет привлеченных средств. Основная цель:

- повышение инвестиционной привлекательности Шкотовского муни-ципального района;

- совершенствование информационной базы туристских ресурсов;

- повышение эффективности использования туристских ресурсов;

- рост объемов внутреннего и въездного туристических потоков.

Реализация программы позволит достичь следующих показателей (таблица 3.11)

Таблица 3.11 – Целевые индикаторы реализации мероприятий муниципаль-ной программы «Развитие туризма в Шкотовском муниципальном районе на 2021-2027 годы»

 

Показатель (индикатор) (наименование)
Значение показателей
2021
2022
2023
2024
2025
2026
2027
Туристический поток, в тыс. человек
200
210
230
250
270
290
310
Количество мест в коллективных, индивидуальных и иных средствах размещения, единиц
720
770
800
830
860
890
920
Количество субъектов малого и среднего предпринима-тельства, в том числе самозанятых, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность, единиц
54
62
72
82
92
100
108
Объем платных туристских услуг, оказываемых насе-лению, млн. рублей
225
255
275
290
305
320
338
Численность работников, занятых в туристско-рекреационной деятельности, человек
320
380
440
500
560
600
640
Поступления в бюджеты бюджетной системы Россий-ской Федерации (туризм, гостиницы и рестораны), млн. рублей
36
39
42
45
49
53
58

 

Ожидаемые результаты от реализации программы:

– увеличение туристского потока в 1,5 раза;

– увеличение объема платных туристических услуг, оказываемых насе-лению, в 1,5 раза;

– рост поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Феде-рации по видам экономической деятельности: гостиницы и рестораны в 1,6 раза.

Для реализации поставленных в Стратегии задач по развитию соци-альной сферы, в том числе и в целях привлечения частного капитала в соци-альную сферу необходимо рассмотреть и такую модель взаимодействия как муниципальное частное партнерство. Предметом отношений в данных про-ектах можно рассматривать объекты, включенные в перечень муниципально-го имущества, находящегося в муниципальной казне и подлежащего прива-тизации (таблица 3.12)

Таблица 3.12. Перечень муниципального имущества ШМР, подлежащего приватизации в 2021 году

 

Наименование, общая площадьАдресГод вводаЦена про-дажи, руб.
Нежилое здание ТСО общей пло-щадью 431 кв. м
с. Многоудобное, в/ч 24
2009
2 500 000,0
Нежилое здание бани общей пло-щадью 73,9 кв. м (кадастровый но-мер 25: 24: 000000: 1125) с земель-ным участком общей площадью 500,0 кв. м (кадастровый номер 25: 24: 010201: 522)
с. Многоудобное, пример-но в 1875 м по направле-нию на юг от ориентира с. Многоудобное располо-женного за пределами участка
1971
100 000,0
Нежилое здание общей площадью 484,8 кв. м, 2-этажное (кадастровый номер 25: 24: 000000: 1247) с зе-мельным участком общей площа-дью 2513,0 кв. м (кадастровый но-мер 25: 24: 100201: 88)
с. Новороссия, ул. Школь-ная, д. 170
1953
700 000,0
Нежилое помещение общей площа-дью 279 кв. м, кадастровый номер 25: 24: 000000: 2137
пос. Новонежино, ул. Авиаторов, 16
1957
300 000,00
Нежилое помещение общей площа-дью 64,7 кв. м, кадастровый номер 25: 24: 000000: 1853
пгт Шкотово, ул. Гарни-зонная, 185 номера на по-этажном плане 13-15
1957
300 000,00
Здание (трансформаторная под-станция), 2-х этажное, общей пло-щадью 26,1 кв. м кадастровый но-мер 25: 24: 000000: 641
пгт Шкотово, на расстоя-нии 50 м юго-западнее 33,5 км ж/д ветки «Смолянино-во-Артем» ДВЖД, распо-ложенные в границах участка
1957
85 000,00
Итого
3 985 000,0